суббота, 3 октября 2009 г.

Шкодные годы чудесные?

В последнее время всё реже наши учителя получают цветы и слова благодарности. Всё чаще становятся жертвами провокаций и издевательств со стороны учеников

В этом году 4 октября у российских педагогов профессиональный праздник, и, конечно же, мы от всей души поздравляем их! Но вместо традиционных торжественных речей хотим поднять весьма, на наш взгляд, актуальную тему: отношения «ученик-учитель» сегодня нередко выходят за привычные, складывавшиеся десятилетиями, границы…


Выстрел из стартового спортивного пистолета за сделанное на уроке замечание; серная кислота, выплеснутая в лицо учителю после двойки за контрольную; камень, брошенный в затылок; девять ножевых ранений, нанесённых педагогу… Вот лишь некоторые примеры расправ российских школьников над своими педагогами, о которых стало известно прессе за последние пару лет. А сколько подобных случаев «замяли», «замолчали», сколько из них не попали в сводку происшествий?
По оценкам экспертов, за последние два года количест­во нападений учащихся на педагогов выросло по всей стране в два раза. И эта нечеловеческая жестокость продолжает сотрясать школьные стены, причём зачастую — ради новой забавы: снять доведённого до белого каления педагога на камеру мобильника и выложить своё «творение» в Интернет. Так, за восемь месяцев прошлого года в челябинских школах совершено 32 преступления. В нынешнем году отмечается тенденция к снижению — за тот же период только 18 правонарушений…
Что стоит за этими фактами и цифрами? Почему учитель (более того — женщина, ведь не секрет, что в наше время профессия эта представлена преимущественно прекрасной половиной) потерял священный ореол уважения в глазах своих подопечных? Что нужно сделать, чтобы спасти педагогов? Свои версии есть и у экспертов, и у детей, и у родителей… Но сегодня мы хотим предоставить слово именно педагогам.

Нам нужен опыт царской России
“ Ученическая агрессивность сегодня достигла максимума. И конфликты порой из классической тургеневской коллизии «отцов и детей» перерастают в ожесточённые столкновения. Это же интересно: прийти на урок, а учебник с тетрадью и ручкой на стол не положить, не записывать теорию и упражнения — и наблюдать за реакцией педагога! Сейчас маленькие провокаторы идут дальше: бьют окна в директорских и испражняются в кабинете завучей, как это недавно было в одной из школ Ленинского района. Или, как это случилось у нас, воруют классные журналы и сами себе ставят положительные отметки, а порой и вовсе «отжигают», причём в буквальном смысле — разводят костры и торжественно предают огню документ со всеми промежуточными результатами целого класса.
И что прикажете делать, как воспитывать учеников? Ставить на горох или бить розгами, как это практикуется в элитных английских лицеях? Как-то один ученик всячески нарушал дисциплину, хамил мне, причём весьма грубо. Я не сдержался и шлёпнул его по мягкому месту. Родители сорванца на следующий день явились в школу (завидная расторопность, её бы да в лучших целях, например, при посещении родительских собраний) и во всём обвинили меня.
Ну вот, и какие у нас теперь рычаги давления на зарвавшихся учеников? Сегодня по негласному распоряжению даже двойки у нас не ставятся, ведь неуспевающего ребёнка тебе же на всё лето и оставят: подтягивай, чтобы он смог перейти в следующий класс. Причём работа эта не оплачивается, этакий «субботник» длиною в два месяца. Да что там двойки! В классах «выравнивания» — а такие есть во всех школах — учителю воспрещается ставить любые отрицательные оценки, даже вербальные.
Выход я вижу один — взять за практику опыт царской России: чтобы обуздать современного гиперактивного школьника в его дневник помимо оценок за знания нужно добавить графы «Поведение» и «Прилежание».
Александр Алябьев, учитель школы № 34

Послал «по матери»? Вопросы к ней же…
“ У нынешних школьников — повышенный уровень вербальной агрессии. Компьютер, различные субкультуры — эмо, готы — всё это привносит в разговорную детскую речь свою словесную обёртку и формирует языковой вкус подрастающего поколения. Вот и не удивляйтесь засилью сленга и слов с «тёмной» семантикой! Или того лучше — мату. Ведь здесь уже принцип «прицепа»: назвался крутым, сказал «предки» (родители), «тёлка» (девушка) — дальше обязательно выразишься обсценно. Законы сниженной лексики, выбранной в качестве языка, этого потребуют.
Впрочем, набирает сейчас обороты и обратная тенденция: дети стали меньше читать, соответственно хуже говорить, и порой эта невысказанная агрессия находит своё выражение в агрессии физической. У меня был пример, когда родительница одного ребёнка, прочитав с ним на каникулах заданную для внеклассного чтения «Даму с собачкой», пришла ко мне поделиться эмоциями. Она прочитала Чехова… впервые! Вообще, по нашим исследованиям, домашние библиотеки есть только в каждой третьей семье. Так откуда возьмётся культура речи и культура поведения?»
Марина Александровна, учитель школы № 124

Главное — индивидуальный подход и уверенный голос!
“ Я в школе уже 35 лет и могу с уверенностью сказать: нынешние дети не так уж и отличаются от учеников пяти-, десятилетней давности. Помню, когда я только начала работать, мне достался ужасный, неуправляемый класс! И в то же время с другими ребятами из этой параллели встречаться на уроках было одно удовольствие. В нашей школе дети не увлекаются провоцированием педагогов ради видеосъёмок, по крайней мере, таких случаев не было. Некоторую проблему сегодня составляет увеличение количества гиперактивных деток. Да, с ними непросто, такой ребёнок в моменты аффекта просто не понимает, кто перед ним — учитель, одноклассник или мама. У нас к таким — индивидуальный подход, есть даже ребята с асоциальным поведением, которые обучаются дома. Причём прекрасно учатся, затем поступают в вузы, становятся специалистами. Так что, я думаю, «достучаться» можно до каждого ученика. Ну а чтобы на уроке ваш класс не превратился в бунтующую толпу, соблюдайте три простых правила:
1. Заполняйте урок максимально плотно, чтобы у детей просто не оставалось времени на посторонние разговоры и занятия.
2. Каждый урок должен быть максимально интересным, увлекательным.
3. Никогда не кричите на детей — этим вы только спровоцируете их на ответный крик. Уважающий себя и учеников педагог говорит спокойно, не повышая голоса.»
Светлана Палагина,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 15
Александра ШАТЦ

1 комментарий:

  1. Графы "поведение" и "прилежание" были и в советское время. Помню, нам в начальной школе ещё ставили туда оценки. А потом это дело как-то заглохло.

    ОтветитьУдалить