пятница, 30 октября 2009 г.

Где у ребёнка кнопка «Выкл.»?

Чтобы за время каникул ваше чадо не превратилось в слепой вопросительный знак — загрузите интересный сценарий в его «процессор»


«Ура, каникулы!». Или — увы, каникулы? В этом году юных челябинцев терзают ОРВИ и грипп, на карантины уходят целыми учебными заведениями. И даже здоровым школьникам запретили массовые выезды за территорию города. В результате все каникулы ребятишки будут сидеть дома. Причём большая часть — в буквальном смысле: перед монитором компьютера или телевизором. Как вместо отдохнувшего, набравшегося сил ребёнка ко второй учебной четверти не получить «вопросительный знак» да ещё в очках?

Вы правда думаете, что учебник информатики на столе вашего чада — для самостоятельного освоения курса? Давайте смотреть правде, а заодно и кибер-дитяти в лицо: книжка, скорее всего, используется как подставка под тарелку с чипсами, а вот покрасневшие, часто моргающие глаза и спина крючком — очевиднейшее свидетельство электронно-виртуальной зависимости. Как «отключить» школьника от компьютерной сети?


Насилие — не выход

«Если ребёнок с самого утра думает только о том, когда он сядет перед монитором или телевизором — это один из признаков того, что у него начинает развиваться компьютерная зависимость, — комментирует детский психолог-педагог Алёна Полулях. — И не надо тянуть до находящейся в нескольких шагах от неё патологии, когда ребёнок будет вставать к компьютеру ночью или прогуливать школу, или отказываться от встречи с друзьями ради электронной «компании». Что делать? Насильственно отрывать — неэффективно. Некоторые родители ставят пароли на компьютеры, забирают мышку или пульт с собой на работу — однако едва ли это выход из положения, ребёнок всегда может пойти к приятелю, родители которого не способны на столь радикальные меры».


Суррогатный друг
Давайте сами себе признаемся — зачастую нам, взрослым, очень даже удобно, когда малыш или подросток сидит у монитора, не пристаёт, не мешает, не шляется по улицам. У нас так много забот и проблем, что почти нет времени на общение с ребёнком. Вот ваше чадо и зависает у монитора — из-за банального коммуникативного голода и чувства одиночества. Ведь, как правило, стараясь отвлечь сына или дочь от компьютера (телевизора, игровой приставки), в качестве альтернативы мы предлагаем ему развлечение из серии «займи себя сам». И это — большая ошибка.
Ребёнку редко бывает интересно с самим собой. Ему нужны мама с папой, либо друзья-приятели, либо, как суррогат — «почти живой» компьютер.

Вместе с вами
«Мотивируя ребёнка проводить меньше времени за компьютером, купите конструктор, большой пазл или билет в развлекательный комплекс — в общем, предложите то, в чём и вы можете принять участие, — продолжает Алёна Леонидовна. — Не ругайте его за то, что вот пока мама с папой работают, ты ешь их труд, жжёшь их электричество и просто протираешь штаны перед монитором и портишь здоровье. Не давите на него, не культивируйте в нём комплекс нахлебника. Пусть ваш маленький компьютерный гений самостоятельно назовёт сроки общения с телевизором или компьютером. Но, опять же, сильно на них не полагайтесь: воля и мотивация «дал слово» у детей плохо развиты. Ребёнок должен знать, ЗАЧЕМ ему выключать компьютер».
Например, заведите традицию: каждый вечер после ужина мы всей семьёй играем в лото или шашки, «Морской бой» или «Монополию» — кому что ближе. Кстати, настольную игру можно придумать и сделать своими руками — вместе с ребёнком. Можете аккуратно вовлечь и заинтересовать его семейными делами. Предложить стать дизайнером своей детской комнаты — назначьте совместную поездку за обоями или новыми элементами декора. Он будет ждать её, а значит, замечать время у компьютера, и, соответственно, без проблем оторвётся от него в урочный час. Главное — заинтересовать.
Сходите вместе на каток или займитесь творчеством: чем-нибудь несложным, но крайне интересным. Например, сварите… шоколадное мыло! Главное, помните: это должно быть увлекательно для ребёнка, у него это должно получаться (желательно — даже лучше чем у мамы или папы) и вы сами должны в этом обязательно участвовать.

До пяти лет ребёнка к компьютеру лучше вообще не подводить. С пяти — общение малыша с экраном ограничивайте получасом. С 7 до 12 лет можно сидеть перед монитором не дольше часа в день. А с 12 до 16 лет — не дольше двух часов. В противном случае, последствия для зрения могут быть самыми плачевными: от появления ложной близорукости до повышения внутриглазного давления и более серьёзных нарушений.

Милослава РАССКАЗОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий