суббота, 11 июня 2011 г.

Слуховой аппарат

Приветствуем вас в нашем «Отделе кадров». Сегодня вместе с нашим экспертом, специалистом по развитию персонала, бизнес-тренером Алексеем Ткаченко мы обсудим весьма животрепещущую тему, с которой каждый сталкивался хоть раз в жизни. А именно — слухи и сплетни, которые были, есть и, увы, будут в любом, даже самом маленьком, коллективе. Как они рождаются, распространяются, есть ли способы с ними бороться? Попробуем разобраться, что же это за механизм такой — Слуховой аппарат

Проведённый в начале года сайтом ХэдХантер опрос показал, что в челябинских компаниях сплетни распускают постоянно. Чаще всего обсуждают профессиональные победы и неудачи, личную жизнь коллег, зар­платы, ошибки.
Как и зачем появляются слухи? «Сочинять и распространять слухи человек начинает, во-первых, чтобы повысить собственную значимость, — говорит Алексей Ткаченко, — в своих глазах, в глазах коллег и начальства».


Из жизни. В иностранных компаниях для того, чтобы сделать карьеру, сотрудников часто перемещают из одного города в другой. Один такой специалист, вернее даже руководитель, приехал в Челябинск, привёз семью, короче говоря, решил основательно обустроиться на рабочем месте. Соответ­ственно, ему важно войти в доверие к местным. Прин­цип выбрал простой — если хочешь, чтоб тебе доверяли, надо тоже доверить какие-нибудь секретики. Ну и давай всем рассказывать секретики про тот, предыдущий свой офис: у кого какая зарплата, кто с кем спит, кто кого лоббирует. Всё бы ничего, да выяснилось, что он то же самое стал «сливать» и в обратную сторону. Упс! Теперь на перекуры он почему-то ходит один…
Вторая по значимости причина возникновения слухов — информационный вакуум. «Ну, например, на предприятии что-то происходит, — объясняет Алексей, — задерживают зарплату, скажем. И если руководство молчит, никак не комментирует ситуацию, то очень скоро в коллективе поползут слухи самого разного толка: о банкротст­ве или о смене «хозяина», о массовых сокращениях, и так далее».
Впрочем, причины возникновения слухов — не самое главное. Тому, кто стал объектом пересудов, гораздо важнее знать, как реагировать на всё это.
«Лучше всего — профилактика, — объясняет наш эксперт. — Не создавать вокруг себя тот самый информационный вакуум. Особенно если вы занимаете руководящую должность, либо являетесь яркой, видной личностью, про которую «всем всегда интересно». И тогда, чтобы предотвратить возникновение слухов, сами «сливайте» в коллектив нужную информацию». Но при этом важно не переборщить.

Из жизни.
В одну крупную национальную компанию пришёл руководитель по продажам, причём иностранец. Он сделал всё по уму, решил предвосхитить все слухи и сделал презентацию о себе. С фотографиями. На одной из них он с русской женой (чтоб снять вопросы у незамужних подчинённых), а на другой он сам — на охоте. Стоит с ружьём, ногу поставил на голову убитого медведя… А в тот год как раз президентом стал Медведев, да и в компании работал уважаемый человек с фамилией Медведев. В общем, его будущие подчинённые презентацию оценили…

Ну а как быть, если профилактические возможности были безвозвратно упущены и слухи о вас уже пошли гулять по офису (цеху, школе)? «Самое главное в любом случае — никогда не оправдываться. Известно, что в обществе бытует устойчивое мнение: если оправдывается, значит, есть за что, — объясняет наш эксперт. — Поэтому, если появившаяся сплетня не очень значимая, не порочит вашу репутацию, то правильнее всего будет — не реагировать совсем».

Из жизни. Я работал руководителем в одной известной компании в городе Челябинске. Молодой совсем ещё тогда был, не «прожжённый» (в хорошем смысле этого слова). Комплекс был у меня, что я слишком добрый, нежёсткий. И вот как-то мой начальник мне говорит: «Ты знаешь, что ты за складом грузчиков избиваешь?»… Я не стал выяснять, откуда ноги растут. Мне даже было немного лестно.

Надо сказать, далеко не всегда слухи безобидны, порой они принимают характер обвинений, иногда очень серьёзных — в воров­стве, мошенничестве, и так далее. «Если такие сплетни не имеют под собой реальной основы, — говорит Алексей Ткаченко, — если объект таких слухов точно знает, что невиновен, могу посоветовать ему избрать достаточно агрессивную, атакующую линию поведения. То есть вызвать главного «распространителя» на разговор и смело задавать ему уточняющие вопросы, демонстрируя, что вы сами заинтересованы в том, чтобы добраться до сути этой сплетни, выяснить, откуда «ноги растут».
Из жизни. Одна дама-начальница решила избавиться от неугодного подчинённого — уж слишком он правильный и активный. По работе предъявить ему было нечего. Вот и стала сама и через соратников запускать информацию, что он ущемляет своих подчинённых. В свою очередь, он не стал подстраиваться и прямо у неё спросил, что конкретно она имеет в виду. Это была информационная война. Он вышел победителем. Потому что опроверг все сплетни — в лицо и при всех, а не в кулуарах. Правда, он уволился. Он решил, что для него комфортней быть честным перед собой. Сейчас он, кстати, успешный руководитель в крупной компании.

«Неплохо иногда в случае слухов-обвинений работает метод отзеркаливания, — продолжает Алексей. — Это когда вы провокатору возвращаете его «заявление». Мне понравился пример, который мне рассказал один хороший знакомый, занимающийся политическими технологиями. Когда у кандидата в депутаты подставные бабушки спрашивали: «Вы почему воруете?!», он в ответ снимал сразу все каверзные вопросы: «А вы почему воруете?!»
Правда, если всё же стали жертвой обвиняющих, порочащих слухов, говорит наш эксперт, «отмыться» будет очень сложно. Бывали случаи, когда людям приходилось менять не только работу, но даже город. И тут в помощь — только время, которое должно пройти, чтобы все, кто был в курсе, забыли. И конечно, лучше не допускать таких ситуаций. Знаете, есть простая житейская мудрость, записанная в Библии, — «Не суди, да не судим будешь». Другими словами, никогда не создавайте и не распространяйте слухов и сплетен о других, — и люди не будут обсуждать вас. 

1 комментарий: