Как правильно ставить финансовый вопрос перед ребёнком, чтобы потом он не свесил ноги вам на шею, не превратился в транжиру или, наоборот, в скупого рыцаря? А в идеале — вырос и стал богатым
Эти бумажки и монетки, которые люди однажды договорились называть ценностью, нередко становятся и главным мерилом в отношениях родителей и детей. Сами по себе эти «фантики» для ребёнка гораздо менее интересны тех же наклеек или вкладышей от жвачек, но вот те права, которые деньги дают, могут вскружить чадам голову. Как повернуть её на место, научить вашего отпрыска знать цену деньгам, а также в целом привить законы экономики — ответит детская психобухгалтерия.
Воспитание рублём
Есть такое мнение: чем позже ребёнок сталкивается с миром денег, тем лучше. Дескать, всё, в чём чадо будет нуждаться, можно ему и так купить, давать же грязные купюры и монеты ни к чему.
«Цена такого подхода — достаточно традиционного и сильного у нас в стране — беспомощность ребёнка в будущем и сложности с распределением своих денежных ресурсов, — говорит психолог МУСО «Кризисный центр» Екатерина Фольц. — Ваше чадо может привыкнуть, что решения и, главное, действия за него выполняют мама с папой или кто-то ещё. И, не освоив операции с наличными, вряд ли будет стремиться потом зарабатывать их самостоятельно. Распределение денег, управление ими — это в том числе ответственность за собственную жизнь, за то, какой она будет. Враз научиться этому невозможно, тем более, если такая ответственность всегда была на других. Ребёнок может вырасти транжирой или скрягой, так как не осознаёт ценность денег или придаёт им излишнюю значимость».
Так что купюры с монетками, как и зубная щётка, и микроволновка — назначение этих и других вещей нужно и важно объяснять с младых ногтей, и не только в теории.
Неразменная монета силы
Итак, мы уже выяснили, что для того чтобы выросшее дитятко не впадало в будущем в крайности при столкновении с денежным оборотом, важно с детства давать ему в руки наличные.
«Пусть ваши полуторагодовалые дети играют с монетами, — рекомендует эксперт, — красиво раскладывают их на столе или строят башенки. Так в их голове будет формироваться позитивное отношение к деньгам, а себя по отношению к ним они будут чувствовать созидателями. Когда ваш малыш ещё чуть подрастёт (лет с трёх-четырёх), обсуждайте с ребёнком свои семейные покупки: что и зачем вы покупаете, что важно, что второстепенно. Давайте ему деньги — пусть под вашим присмотром учится выбирать вещи (лучше — что-то полезное «для всех» вроде пластилина, носового платка или фруктов). А если ребёнок что-то сломал, можно спокойно объяснить, что теперь вещь требует ремонта, который стоит столько-то, а на эти деньги можно купить столько-то конфет или мороженого».
И это — не просто забавный аттракцион: через деньги родители передают своему дитяти ощущение силы и могущества. Что очень увеличит возможности развития его личности. Поимо всего прочего, такое доверие ещё и очень стимулирует чувство уверенности в себе у вашего пока ещё маленького человечка, приобщает его к миру взрослых.
Карманный расчёт
«Лет с шести-семи, — продолжает Екатерина Викторовна, — ребёнка уже можно отправлять в магазин за самостоятельными покупками. Важно при этом предварительно проговорить, сколько денег вы даёте, что нужно купить и сколько будет сдачи. Такие поручения развивают и самостоятельность, и самооценку, и память, и ответственность, и навыки счёта. Впрочем, по-настоящему научить детей обращению с капиталом, наглядно показать цену денег всё равно может только собственный опыт, который реализуется через так называемые «карманные деньги».
Время поступления в школу — лучшее для того, чтобы ваш маленький «банкир» начал учиться навыкам планирования, считает психолог. Вместе с ежедневными выдачами (ссужать деньгами сразу на месяц нецелесообразно, увеличивайте сумму и уменьшайте частоту постепенно, с взрослением чада) подарите вашему сыну или дочери копилку. Так вы подвигнете ребёнка к идее собственного бюджета — накопительного и расходного его фонда.
Зарплата за… «пятёрку»
Вроде всё делаете правильно: и с деньгами ребёнка познакомили, и как достаются рассказали, и к самостоятельности в обращении с наличными научили, а получили капризного вымогателя или скупого рыцаря в коротких штанишках? «Сами по себе воспитательные разговоры о деньгах ничто, — продолжает Екатерина Фольц. — У недолюбленного ребёнка знания об «экономике экономии» будут мертвы, а постоянные просьбы «купи-купи» как раз свидетельствуют о дефиците любви и внимания: нередко родители пытаются компенсировать это своему малышу подарками, сладостями, и покупка любой мелочи становится для него маркёром, определяющим «любят — не любят». И это также создаёт у него комплекс неуспешности. Впрочем, он легко исчезает, если родители становятся с ребёнком ласковее и мягче, уделяют ему больше времени. Только не путайте любовь и внимание с потаканием».
Если в вашем случае этот дефицит чувств действительно сочетается ещё и со скромностью бюджета, можно предложить ребёнку или подростку купить требуемую ему вещь «пополам» — пусть устроится в детский трудовой лагерь или поработает промоутером. Поддерживайте его трудовой дух рассказами о миллионерах, вышедших из далеко не богатых семей.
Ещё одна ошибка, совершаемая многими родителями, — введение так называемых «такс» за хорошие отметки, прилежное поведение, уборку в доме или ещё что-то. «Прайсы на услуги могут сыграть с родителями злую шутку, — считает наш эксперт. — И знания в школе ему будут не нужны, впрочем, как и всё остальное — ведь это вы (а не он, иначе не пришлось бы оплачивать) заинтересованы в результатах его труда. Важно донести до ребёнка, что учёба нужна в первую очередь ему. А обязанности по дому — это часть семейной жизни». Чтобы ваш ребёнок не видел в вас «дойных коров» и не повышал ставки за свой труд (деньги ведь вообще — штука азартная!) — любите его, разговаривайте с ним, как с другом, а не наёмным работником. И не дарите на дни рождения и прочие праздники детям деньги. Конкретная вещь, о которой мечтает чадо, — вот лучшее подтверждение любви.
Эти бумажки и монетки, которые люди однажды договорились называть ценностью, нередко становятся и главным мерилом в отношениях родителей и детей. Сами по себе эти «фантики» для ребёнка гораздо менее интересны тех же наклеек или вкладышей от жвачек, но вот те права, которые деньги дают, могут вскружить чадам голову. Как повернуть её на место, научить вашего отпрыска знать цену деньгам, а также в целом привить законы экономики — ответит детская психобухгалтерия.
Воспитание рублём
Есть такое мнение: чем позже ребёнок сталкивается с миром денег, тем лучше. Дескать, всё, в чём чадо будет нуждаться, можно ему и так купить, давать же грязные купюры и монеты ни к чему.
«Цена такого подхода — достаточно традиционного и сильного у нас в стране — беспомощность ребёнка в будущем и сложности с распределением своих денежных ресурсов, — говорит психолог МУСО «Кризисный центр» Екатерина Фольц. — Ваше чадо может привыкнуть, что решения и, главное, действия за него выполняют мама с папой или кто-то ещё. И, не освоив операции с наличными, вряд ли будет стремиться потом зарабатывать их самостоятельно. Распределение денег, управление ими — это в том числе ответственность за собственную жизнь, за то, какой она будет. Враз научиться этому невозможно, тем более, если такая ответственность всегда была на других. Ребёнок может вырасти транжирой или скрягой, так как не осознаёт ценность денег или придаёт им излишнюю значимость».
Так что купюры с монетками, как и зубная щётка, и микроволновка — назначение этих и других вещей нужно и важно объяснять с младых ногтей, и не только в теории.
Неразменная монета силы
Итак, мы уже выяснили, что для того чтобы выросшее дитятко не впадало в будущем в крайности при столкновении с денежным оборотом, важно с детства давать ему в руки наличные.
«Пусть ваши полуторагодовалые дети играют с монетами, — рекомендует эксперт, — красиво раскладывают их на столе или строят башенки. Так в их голове будет формироваться позитивное отношение к деньгам, а себя по отношению к ним они будут чувствовать созидателями. Когда ваш малыш ещё чуть подрастёт (лет с трёх-четырёх), обсуждайте с ребёнком свои семейные покупки: что и зачем вы покупаете, что важно, что второстепенно. Давайте ему деньги — пусть под вашим присмотром учится выбирать вещи (лучше — что-то полезное «для всех» вроде пластилина, носового платка или фруктов). А если ребёнок что-то сломал, можно спокойно объяснить, что теперь вещь требует ремонта, который стоит столько-то, а на эти деньги можно купить столько-то конфет или мороженого».
И это — не просто забавный аттракцион: через деньги родители передают своему дитяти ощущение силы и могущества. Что очень увеличит возможности развития его личности. Поимо всего прочего, такое доверие ещё и очень стимулирует чувство уверенности в себе у вашего пока ещё маленького человечка, приобщает его к миру взрослых.
Карманный расчёт
«Лет с шести-семи, — продолжает Екатерина Викторовна, — ребёнка уже можно отправлять в магазин за самостоятельными покупками. Важно при этом предварительно проговорить, сколько денег вы даёте, что нужно купить и сколько будет сдачи. Такие поручения развивают и самостоятельность, и самооценку, и память, и ответственность, и навыки счёта. Впрочем, по-настоящему научить детей обращению с капиталом, наглядно показать цену денег всё равно может только собственный опыт, который реализуется через так называемые «карманные деньги».
Время поступления в школу — лучшее для того, чтобы ваш маленький «банкир» начал учиться навыкам планирования, считает психолог. Вместе с ежедневными выдачами (ссужать деньгами сразу на месяц нецелесообразно, увеличивайте сумму и уменьшайте частоту постепенно, с взрослением чада) подарите вашему сыну или дочери копилку. Так вы подвигнете ребёнка к идее собственного бюджета — накопительного и расходного его фонда.
Зарплата за… «пятёрку»
Вроде всё делаете правильно: и с деньгами ребёнка познакомили, и как достаются рассказали, и к самостоятельности в обращении с наличными научили, а получили капризного вымогателя или скупого рыцаря в коротких штанишках? «Сами по себе воспитательные разговоры о деньгах ничто, — продолжает Екатерина Фольц. — У недолюбленного ребёнка знания об «экономике экономии» будут мертвы, а постоянные просьбы «купи-купи» как раз свидетельствуют о дефиците любви и внимания: нередко родители пытаются компенсировать это своему малышу подарками, сладостями, и покупка любой мелочи становится для него маркёром, определяющим «любят — не любят». И это также создаёт у него комплекс неуспешности. Впрочем, он легко исчезает, если родители становятся с ребёнком ласковее и мягче, уделяют ему больше времени. Только не путайте любовь и внимание с потаканием».
Если в вашем случае этот дефицит чувств действительно сочетается ещё и со скромностью бюджета, можно предложить ребёнку или подростку купить требуемую ему вещь «пополам» — пусть устроится в детский трудовой лагерь или поработает промоутером. Поддерживайте его трудовой дух рассказами о миллионерах, вышедших из далеко не богатых семей.
Ещё одна ошибка, совершаемая многими родителями, — введение так называемых «такс» за хорошие отметки, прилежное поведение, уборку в доме или ещё что-то. «Прайсы на услуги могут сыграть с родителями злую шутку, — считает наш эксперт. — И знания в школе ему будут не нужны, впрочем, как и всё остальное — ведь это вы (а не он, иначе не пришлось бы оплачивать) заинтересованы в результатах его труда. Важно донести до ребёнка, что учёба нужна в первую очередь ему. А обязанности по дому — это часть семейной жизни». Чтобы ваш ребёнок не видел в вас «дойных коров» и не повышал ставки за свой труд (деньги ведь вообще — штука азартная!) — любите его, разговаривайте с ним, как с другом, а не наёмным работником. И не дарите на дни рождения и прочие праздники детям деньги. Конкретная вещь, о которой мечтает чадо, — вот лучшее подтверждение любви.
Алиса ЛАНСКАЯ
да, интересненький пост , а я нашел в инете онлайн сервис «Моё дело», на нем можно вести бухгалтерию для небольших предприятий, так как ресурс автоматизирован и очень прост в использовании, теперь бесплатно зарегил на нем ИП и спокойно себе веду учет своего предприятия в электронном виде:)
ОтветитьУдалить