Пролетели и ушли в небытие Год ребёнка (2007) и следовавший за ним Год семьи (2008). И уже сошёл на нет тот массовый интерес к проблемам детей вообще и детей-сирот в частности, который их сопровождал. Что, в общем-то, не удивляет — таков уж наш российский менталитет.
По всей России в 2007‑м развернули кампанию по усыновлению сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И, пожалуйста, многие, очень многие ребятишки обрели семьи. Но кончился «тематический год», и кривая усыновления, опеки и попечительства резко сползла вниз. Думаете, люди внезапно ожесточились и «оравнодушили»? Или, может, бездетных пар стало меньше? Да нет, всё гораздо проще — перестала поступать информация. Ведь наш человек как устроен? Он даже если очень чего-то хочет, сам не пойдёт и не спросит. Вот выставляли регулярно на Кировке стенды с фотографиями малышей, которым нужны родители — и люди интересовались, задумывались, шли в органы соцзащиты, опеки, в приюты и детские дома. Не стало информации — поредел поток усыновителей. И мы подумали, что нужно, просто необходимо хотя бы время от времени, ну хоть в День защиты детей, напоминать о том, что ведь и правда «чужой ребёнок может стать родным».
Хотя, как замечает наша собеседница, директор детского дома № 14 Ирина Машкова, в последние два года об усыновлении как таковом речи практически не идёт, в основном оформляют опеку или берут сирот в приёмные семьи. С этой очень неравнодушной женщиной мы и побеседовали о проблемах и возможностях усыновления и возвращения детей в биологические семьи.
— Ирина Владимировна, думаю, большинство наших читателей не знает, каким образом сегодня можно взять в семью сироту или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Какие формы устройства детей существуют и в чём суть каждой из них?
— Во-первых, непосредственно усыновление. При этой форме ребёнок полноценно обретает мать и отца, и они несут полную юридическую ответственность за этого ребёнка. То есть он получает все те права, что и кровнорождённый малыш. Соответственно, статус сироты он теряет (а с ним — и льготы). А если, например, новоиспечённые родители вдруг решат отказаться от усыновлённого (такое случалось) или их лишат родительских прав, то они должны будут платить алименты, за ребёнком закрепляется и сохраняется право на жильё, право на наследование и так далее. Это самая серьёзная форма передачи сироты в семью, и, как бы это ни было печально, именно поэтому решаются на неё немногие, сегодня это редкость. Усыновление осуществляется только через суд.
Несколько чаще оформляют опеку (с 14 лет — попечительство), поскольку в этом случае у ребёнка сохраняется статус сироты и все льготы: ежемесячное пособие на питание и одежду (в размере прожиточного минимума), льготы при поступлении в учебные заведения, на получение жилья и другие.
Не так давно в России появилась такая форма, как приёмная семья. Родители в ней являются, по сути, «воспитателями на окладе» — они заключают договор с органами соцзащиты и получают зарплату. Кроме того, на каждого приёмного ребёнка выдаётся единовременное пособие на приобретение мебели, игрушек и так далее, а за детьми опять же сохраняются все сиротские льготы. Эта форма устройства детей в семью была очень популярна год назад, особенно в сельской местности. Там ведь работы нет, вот деревенские жители и берут ребятишек, растят, воспитывают, получают зарплату…
— Вы говорите, эта форма была популярна год назад… А сегодня — спад?
— Да. Но скажу откровенно, тому есть объективные причины. Во-первых, детки практически все очень тяжёлые, из неблагополучных семей, с задержками в развитии, с поведенческими отклонениями. Учиться, работать они не хотят, они конфликтны, несдержанны. И, конечно же, простым людям, без педагогического или психологического образования, опыта, с ними очень трудно. Поэтому, повторюсь, очень мало берут сегодня детишек. Впрочем, какой бы замечательной ни была приёмная семья, если есть возможность вернуть ребёнка биологическим родителям, мы очень активно работаем в этом направлении. Разные ведь ситуации у людей. Попала, например, мама в тюрьму, но родительских прав-то она не лишена. И ребёнок с ней переписывается, мы его возим на свидания. Потому как бывает и такое, что за время, проведённое в местах лишения свободы, родители от своих деток отвыкают. Вот мы и стараемся, чтобы эти кровные связи не прерывались…
— Когда от малыша отказываются родные — это ужасно. Но ещё страшнее, когда его, уже побывавшего в приюте, возьмут в приёмную семью, а затем возвращают обратно. Ведь такое бывает?
— К сожалению, такое случается. К счастью, редко. Чуть больше года назад женщина, потерявшая своего уже взрослого сына, взяла у нас под опеку девочку. Хорошая, умненькая, очень добрая девчушка. Но при этом — воровала, тащила всё, что плохо лежит, без всякой необходимости. И вот через какое-то время у приёмной матери просто опустились руки, и она даже решила вернуть ребёнка обратно. Но, видимо, нашла всё же силы, вытерпела, вытащила девчонку, справилась с этой проблемой. Сейчас у них всё замечательно!
Бывает, сами детки отказываются. У нас живут две сестрёнки, которых хотели устроить в приёмную семью, но они решили остаться в детском доме. А был и такой случай: состоятельная пара оформила опеку тоже на девочку, активную такую, спортивную очень. А затем её вернули: она, видите ли, плохо читает и не может выучить таблицу умножения…
— Как же избежать таких болезненных для детей ситуаций, как не допустить этого повторного сиротства?
— Знаете, я бы советовала людям, особенно бездетным, у которых вообще нет опыта материнства, отцовства: если вы задумались об усыновлении или опеке, проведите что-то вроде репетиции. Можно взять ребёнка на выходные или на каникулы, попробовать себя в роли мамы, папы, понять, готовы ли вы заботиться о чужом по крови малыше, заниматься решением его проблем… Поживите с этим сложным маленьким человечком одной семьёй неделю, месяц, оцените свои силы, особенно душевные. Это будет правильно и честно по отношению к ребёнку — ведь он будет знать, что находится в вашей семье временно.
Для этого надо оформить в органах опеки разрешение на временную передачу несовершеннолетнего. После обязательно спрашивают самих детей, хотят ли они погостить у вас, а с 10 лет такое согласие должно быть в письменной форме. Впрочем, окончательное решение — отдавать или нет воспитанника даже на выходные — остаётся за директором детского дома.
Александра ШАТЦ
Комментариев нет:
Отправить комментарий