суббота, 3 апреля 2010 г.

Приветствуйте на здоровье!

То, что наши люди малоулыбчивы, давно заметил весь мир. А сегодня, похоже, у нас и простое человеческое «здравствуйте» в дефиците

Если не хочешь болеть — закаляйся. В приветствиях. Недаром русская народная поговорка гласит: «Здороваться не будешь — здоровья не получишь». Почему наши дети стесняются лишний раз открыть рот, чтобы сказать «привет», почему начальница царственно проплывает мимо, не удостоив подчинённых даже лёгким кивком, а интернет-друг считает достаточным привет­ствием звук доставленного «аськой» послания? Об этом и многом другом мы беседуем с автором интеллектуальных технологий, психологом Николаем Мигашкиным.

— Здравствуйте, Николай. Основа вашей профессии — общение с людьми. Не заметили ли вы, что в последнее время из этого самого общения стремительно исчезает привычка приветствовать друг друга?

— Здравы будьте! Да, заметил. Хотя о том, что здороваться необходимо везде и со всеми, знают даже дети. На эту тему написано множество книг по этикету. И учить этому, конечно же, нужно с детства. Особенно важно знать, как здороваться с начальником и, наоборот, начальнику с подчинённым. В случае с ребёнком — кто должен приветствовать первым, взрослый малыша или же наоборот? Из-за незнания можно оказаться в неприятной ситуации. Например, как здороваться со знакомой женщиной, если рядом её ревнивый поклонник? Соблюдению этих правил препятствует та же проблема, что и в других сферах общения: «Все знают, почему это необходимо, но всегда что-то мешает».

— Так что же мешает людям здороваться?

— Очень часто люди не здороваются из-за застенчивости и несмелости. Они придумывают тысячи отговорок: «У меня голос неуверенный», «Я стесняюсь улыбаться», «Неприлично отвлекать», «Нельзя навязываться», «Он (она) очень занят», «Если я улыбнусь, то пристанет с разговорами!» и так далее. Честно говоря, это серьёзные препятствия, которые мне приходилось помогать устранять, потому как они мешали карьере, возможности профессионально исполнять работу, мешали созданию дружеской атмосферы в компании и даже семье.

— А почему нередко люди, которые выше нас по рангу, «забывают» здороваться?

— Им мешает завышенное самомнение, которое образовалось в результате карьерного роста, удачной женитьбы или покупки престижного авто. При подобных изменениях в статусе человек вдруг оказывается не готовым к установлению доброжелательных отношений с окружающими. Ему очень хочется, чтобы все ЭТО увидели и обратили внимание! В результате появляется комплекс неполноценности — «статус есть, а соответствующей оценки окружающими нет». Такие обстоятельства травмируют психику. Самое суровое наказание — это вакуум в общении. Такого человека начинают избегать другие, всё приходится решать через конфликты. Некоторые теряют из-за этого друзей, бизнес и, конечно, здоровье. Но исправить такого «зазнайку» достаточно просто: поздоровайтесь с ним очень громко, и даже через 10 лет он будет соблюдать учтивость в приветствиях. Проверено личным опытом.

— Но ведь это обидно… всегда здороваться, даже когда тебе не отвечают взаимным кивком, причём делать это первым?

— Опытные коммуникаторы в приветствиях могут ещё и оказывать влияние на собеседника. Они используют определённую манипулятивную технику. Например, я наблюдал, как один руководитель маленького роста, здороваясь со «старшими по рангу», обязательно учтиво кланялся. А вот его подчинённые не желали соблюдать такую форму приветствия. Тогда он использовал такой приём при рукопожатии: протягивает руку, а когда сотрудник тянется к ней, немного опускает и приближает к туловищу. Оппоненту волей-неволей приходится поклониться… Это, конечно, крайности и хитрости, но, в любом случае, уметь приветствовать друг друга необходимо.

— Можно ли научить, и в первую очередь ребёнка, этому искусству — здороваться? И делать это правильно, культурно?

— Искусство здороваться приобретается через опыт. А ребёнок, прежде всего, смотрит на взрослых, то есть на вас. Если вы часто здороваетесь со всеми, то приобретаете виртуозность исполнения этой нормы этикета. И ваше чадо учится вместе с вами. Узнает, например, что, кроме слова «здравствуй», есть множество других, с помощью которых достигается приятная атмосфера в общении и осуществляется профилактика бытовых стрессов. Можно приветствовать словами: «Рад видеть!», «Сердечно рад!», «Приятная встреча!» или, в конце концов, обыкновенным «Привет!» С опытом здороваться приходит и разнообразие в интонациях, жестах, рукопожатиях, поклонах, предварительное прикладывание руки к сердцу и, конечно, приятная улыбка.

— Правда ли, что вербально приветствовать друг друга ещё и полезно для здоровья?

— Да, когда вы говорите другому: «Здравствуйте» — вы обеспечиваете себе здоровье и комфорт в общении. Мы теряем здоровье и болеем не потому, что плохая медицина, а потому что не умеем здороваться. Здороваться — помогать другим обрести здоровье, защищённость, процветание. Здороваться — значит приветствовать, почитать других, желать всем счастья. Хочешь сохранить здоровье — здоровайся с каждым. Таков вселенский принцип: к нам возвращается то, что мы отдаём другим. За словом «здравствуйте» должно стоять искреннее желание здоровья и реальная готовность помочь людям. Здороваться надо с душой и сердцем — это раскрывает человека, учит любить, а взамен даёт гармоничное здоровье, укрепляет мир между людьми. Любой человек откликается на доброе слово, сказанное со всей искренностью. На миг он забывает о своих бедах, проблемах, болезнях. Слово «здравствуйте» обладает неизмеримой силой, объединяющей людей.

— То есть, получается, чем больше здороваться — тем лучше. Значит, есть смысл привет­ствовать и продавцов в магазинах, и водителей маршрутных такси, и просто случайных прохожих?

— Знаете, в деревнях и посёлках люди здороваются со всеми. Так в провинции сохраняется духовное здоровье. Городские жители, вероятно, скажут, что здороваться в городе со всеми практически невозможно. Что ж, для начала не упускайте случая поздороваться с соседями, знакомыми, с продавцами в магазине, служащими в учреждении. Особенно это необходимо, если появились усталость, раздражительность, если вы огорчены. Очень скоро вы поймёте, какой оздоровляющей силой обладает это слово. А ещё — должно прийти осознание, что за этим словом должны стоять искреннее желание здоровья и реальная готовность людям помочь.
Два года назад я был в Уфе. В центре огромного уральского мегаполиса со мной поздоровался молодой человек. И я перестал ощущать себя в этом городе чужим. Вообще, каждый новый день необходимо начинать с пожелания доброго утра всем домашним, соседям при встрече. Если на работе появились элементы напряжённости во взаимоотношениях с коллегами или с клиентами, то я советую начальникам вводить в рабочую обстановку такой тренинг: весь отдел стоит строем и необходимо поздороваться доброжелательно с каждым. В результате опять появляется лёгкость в создании доброжелательной обстановки в коллективе. А это главное условие поддержания здоровья и продвижения бизнеса. Впрочем, подобный тренинг будет как нельзя кстати и в детском коллективе, так что воспитателям и учителям я бы предложил взять его на вооружение. 
 Алиса ЛАНСКАЯ

КСТАТИ
«На здоровье» — на, забери?
«Предлог «на» в связке со «здоровьем» может вам «удружить», — считает космоэнергет Светлана Царевская. — Вы хотите вежливо ответить на «спасибо»? А получается, отдаёте своё здоровье. Или оно вам не столь ценно? В ответ на благодарность лучше всего говорить: «Пожалуйста».
А как у них?
У каждого народа — свои традиции и стили приветствий. Например, во Франции говорят: «Comment ca va», что дословно можно перевести: «Как это идёт?» Итальянцы приветствуют друг друга словами: «Come sta» — «Как стоишь?» Араб скажет вам: «Salaam alei-kun!» — «Мир вам!», англичанин спросит: «How do you do?», что значит «Как дела?» А вот в Индии утром могут запросто поинтересоваться: «Не слишком ли беспокоили вас комары этой ночью?»

1 комментарий:

  1. а если человек поступил подло?
    как поступать?
    здороваться но не приветствоваться?

    ОтветитьУдалить