суббота, 17 апреля 2010 г.

Логопедическая азбука

Речь — то, что принципиально отличает людей от животных. Красивая, правильная речь — то, что отличает лучших представителей человечества. И работать над её развитием нужно… с первых дней жизни малыша

От того, как мы говорим, зависит очень многое, если не всё. И, конечно же, успех в личных и деловых отношениях. Ну, согласитесь, картавящему, шепелявящему достичь карьерных высот намного сложнее, чем человеку, который говорит правильно и красиво. И чтобы ваш ребёнок не испытывал проблем в общении, как можно раньше обратите внимание на то, как он говорит. В каком возрасте диагностируют и исправляют нарушения речи, почему они возникают — об этом и многом другом мы побеседовали с учителем-логопедом I категории, ведущим специалистом логопедического центра «Р-Р-Р» Ольгой Михайловой.

— Ольга Михайловна, скажите, какова сегодня ситуация с развитием речи у наших детей?

— В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, растёт. Логопедические группы в детских садах переполнены. Более тяжёлыми стали и нарушения речи. Кроме проблем с произношением звуков (фонетическое недоразвитие речи), у малышей наблюдается снижение фонематического слуха (затруднено различение звуков на слух) и нарушение слоговой структуры слова (перестановка, пропуск слогов в слове). Очень часто эти нарушения сопровождаются недостаточной сформированностью психических процессов, таких как внимание, память, мышление. Поэтому у большинства таких детей наблюдается общее недоразвитие речи, при котором рекомендуются занятия с логопедом и психологом.

— Какие факторы влияют на речевое развитие ребёнка?
— Очень многие. Большое значение имеют характер и условия протекания беременности матери, сами роды: вредные привычки родителей (курение, злоупотребление алкоголем), токсикозы, несовместимость по резус-фактору — всё это провоцирует появления речевых нарушений. Пагубными для развития речи могут быть инфекционные и вирусные заболевания малыша в первые годы жизни, травмы головного мозга, нарушения в строении артикуляционного аппарата.
Совершенно необходимым условием для формирования речи ребёнка является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих его взрослых людей. И уж совсем недопустимо сюсюканье взрослых с малышом. Нельзя перегружать ребёнка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, заучивать «взрослые» стихи, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи, играть в компьютерные игры — это может привести к возникновению заикания и расстройству нервной системы. Также негативным фактором может стать недостаточное внимание к развитию ребёнка или, наоборот, чрезмерное увлечение различными обучающими занятиями.

— Может ли нарушение речи у ребёнка с течением времени пройти само?
— Я бы хотела заострить внимание на том, что любое нарушение речи в той или иной степени обязательно отразится на развитии и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.
Самая большая ошибка — пустить всё на самотёк. Для успешной коррекции речевых нарушений важно обращаться за помощью к квалифицированным специалистам (логопедам, психологам, неврологам) как можно раньше, специалист определит уровень развития речи вашего ребёнка и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.

— Когда родителям нужно обратить внимание на детскую речь?
— С первых минут жизни! В той или иной мере крик новорождённого уже говорит о многом. Будет ли он звонким, чётким или слабым и вялым. Позже, месяцам к двум-трём, если всё идёт нормально, ребёнок начинает «гулить», к пяти месяцам появляется лепет, а к первому году жизни — слова. После полутора лет дети учатся складывать слова в предложения, к двум годам формируется фразовая речь. И тут родителям, как я уже говорила, важно не совершить ошибку, начав подыгрывать малышу сюсюканьем. Впоследствии это может привести к отставанию в речевом развитии. Если вы заметили, что ваш ребёнок нечётко произносит звуки, переставляет слоги, говорит много, но непонятно о чём, не откладывайте визит к логопеду.

— Могут ли родители самостоятельно исправить речь ребёнка?
— Нет. Это задача специалистов. Тут может понадобиться консультация дефектолога, отоларинголога, невролога или стоматолога. Ведь часто дети гнусавят из-за аденоидов или нарушения слуха. Необходимо проверить, нет ли отклонений в строении артикуляционного аппарата, не нарушены ли его тонус и чувствительность (дизартрия), всё ли в порядке с нервной системой.
Логопед индивидуально выстраивает работу с каждым ребёнком, а именно: подбираются артикуляционные упражнения; упражнения на развитие общих речевых навыков (фонематический слух, голосовой и дыхательный аппарат); речевой материал на отрабатываемые звуки.
Задача же родителей — выполнять вместе с малышом все задания специалиста, заниматься регулярно (в игровой форме, чтоб ребёнок не терял заинтересованности), расширять его словарный запас, больше читать, проговаривать потешки и чистоговорки.

— Сколько времени требуется для исправления речи ребёнка?

— Трудно говорить о сроках. Всё зависит не только от сложности речевых нарушений, но и от индивидуальных возможностей вашего малыша. Чем раньше вы обратитесь за консультацией к логопеду, тем быстрее и легче исправить недостатки. Но помните: важно чтобы это в любом случае было сделано до того, как ребёнок пойдёт в школу, так как если у него имеются проблемы с произношением звуков, они обязательно отразятся и на письме (дисграфия) и при чтении (дислексия). Неудачи в обучении могут вызвать у ребёнка негативное отношение к школе, отклонения в поведении и, как следствие, приведут к конфликтам в семье.

— Телевизор, Интернет, улица — как это всё влияет на речь ребёнка?

— Понятно, что ни Интернет, ни телевизор (там даже дикторы порой говорят с ошибками), ни тем более язык улицы (где, как правило, циркулирует речь деклассированная) не способствуют гармоничному речевому развитию вашего ребёнка. Интернет вообще задаёт своеобразную моду на особенное словоупотребление (нарочитое изменение слов, сокращения, перестановка слогов), от которой ребёнку потом трудно избавиться.
Чтобы обогатить и расширить словарный запас вашего малыша, научить его говорить грамматически правильно, читайте ему и вместе с ним классическую художественную литературу — начиная со старых добрых детских сказок.
А самое главное, общайтесь с малышом — задавайте ему вопросы и не забывайте отвечать на детские, порой наивные, но для него самые важные «почему».
Алиса ЛАНСКАЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий