Хорошо если ребёнок ждёт начала учебных занятий. Да, и такое бывает. Но редко. Более распространённый вариант — это когда ваше чадо ежеутренне демонстрирует все симптомы известных и даже ещё не открытых заболеваний, лишь бы не посещать учебное заведение.
«Заставлять силой, родительским авторитетом нельзя, — утверждает детский психолог Ольга Каменщикова. — Реакция ребёнка будет соответствовать третьему закону Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Школьника можно только мотивировать».
Хорошая оценка
«На самом деле такой мотив работает недолго, им можно «собирать» ребёнка разве что в начальных классах, — объясняет Ольга Николаевна. — До первой двойки. Потом, когда ваш юный знайка перейдёт в пятый класс, количество предметов, равно как и педагогов, у него значительно увеличится — теперь уже их будет 12 –15. А значит, значительно усложнится вопрос оценки. Причём спровоцировать ненависть к той или иной науке запросто может один-единственный «неуд». Дети воспринимают его очень болезненно, пожалуй, только к последним классам школы они пусть и слабо, но начинают понимать, что тройка или двойка — это оценка знаний, а не тебя лично. По этим причинам работа на высший балл — плохой стимул».
Совет: не отступать и не сдаваться. «Нам важно не формировать у детей чувство страха за плохую отметку, а учить их принимать и исправлять двойки и ошибки — ведь все мы учимся на ошибках, — советует Ольга Каменщикова. — Они дают нам главное — опыт. Поэтому лет с десяти — момента перехода ребёнка в среднее звено (иногда чуть раньше) — стимулировать его нужно тем, что он может быть первым, лучшим, сделать красивее, оригинальнее».
Награда
«Поощрение должно присутствовать, но не становиться единственным рычагом управления собственным ребёнком. Не нужно развивать в детях рефлекс собачки Павлова: «стимул — реакция», — предупреждает Ольга Николаевна. — Ты идёшь в школу и добросовестно учишься, а я тебе материально компенсирую затраченные усилия — так поступают некоторые родители. Помните: чем старше ребёнок, тем более весомый «приз» будет требоваться, запросы начнут возрастать в геометрической прогрессии. А у учеников выпускных классов такой мотив работать уже и вовсе не будет».
Совет: наградой, «призом» должно стать само посещение школы, советует педагог-психолог Елена Зенина. Старайтесь с первого дня учебного года подбодрить своего ребёнка, вы вместе должны связывать это событие с надеждами на лучшее. Вместо материального поощрения устраивайте ребёнку «события», например, «Праздник первой пятёрки», торжественные чаепития с поздравлениями, отмечайте не только День знаний, но и начало каждой четверти. Кроме того, все школьные атрибуты вашего знайки должны быть не только практичными, но и в обязательном порядке красивыми.
Дружба крепкая
Общение со сверстниками и педагогами — один из важнейших стимулов. Но оно не всегда складывается. Кроме того, надо понимать, что ребёнок воспринимает школу и отдельные науки через личность учителя. Иначе говоря, если «сеятель разумного, доброго и вечного» придётся ему по душе — успеваемость будет высокой, и наоборот.
Совет: учим дипломатии. Дети в школе помимо основных дисциплин осваивают и науку устанавливать отношения. Объясните вашему сыну или дочке: учителя, как и все люди, разные, и найти общий язык с «нехорошим» педагогом или одноклассником — самая настоящая победа, советует Ольга Каменщикова. Но учтите один момент: не стоит поощрять стремления ребёнка «переплюнуть» соседа по парте и тем более «препода» — это не принесёт эффекта, только негативно окрашенное состязание, желание даже не выделиться, а «выпендриться». К тому же, и сами педагоги не особо жалуют и не поощряют умничающих школяров. Объясните сыну или дочери, что учителя (равно как и одноклассники) приходят и уходят, а вот знания и умение достигать поставленной цели остаются.
Есть такое слово «надо»
«Нельзя не идти в школу, и каждый родитель, как любой взрослый человек, это прекрасно понимает. Но вот для ребёнка аргумент из разряда «так нужно» — далеко не аргумент. Зато в мотивации детей не последнюю роль играет авторитет, — говорит Елена Зенина. — Как школы вообще, так и отдельных учителей. Если же это уважительное отношение пропадает, у ребёнка исчезает и желание посещать учебное заведение. В первую очередь в такой ситуации повинны сами родители, которые зачастую ставят под сомнение авторитет и грамотность учителей, высказывая в присутствии собственных детей открытые осуждения и критику в их адрес».
Совет: начинаем с себя. Даже если родители действительно заметили в учителе то качество, которое требует осуждения, это ни в коем случае не должно происходить в присутствии ребёнка. Вообще, стоит обратить внимание на свои высказывания в адрес школы и учебного процесса и постараться сформировать и поддерживать авторитет учебного заведения и преподавателей в глазах своего чада.
Милослава РАССКАЗОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий