суббота, 19 сентября 2009 г.

Как из «цветов жизни» не вырастить «цветы зла»


Безобидные шалости? Каждый месяц город и область сотрясает порядка 300 детских преступлений

 

«Двое братьев скинули с балкона третьего этажа свою бабушку. Потому что не дала им денег на пиво», «после ссоры дочь подожгла свою спящую мать…», «сын зарезал престарелого отца…». Откуда берётся и в чём природа детской жестокости?

 

Научить чувствовать

«Всё начинается в раннем детстве. Дело в том, что все маленькие дети априори неспособны к сочув­ствию, эмпатии, любви, благодарности, — объясняет детский психолог Алёна Полулях. — Но восприятие у них более обострённое, чем у взрослых. Например, если грудной ребёнок оттягивает маме мочку уха с серьгой или пинает ножкой, а она воспринимает всё это как игру — у малыша происходит закрепление такого поведения. Он начинает в нём упражняться, и позже это обязательно принесёт свои плоды. И вырастут, по Бодлеру, «цветы зла». Нужно учить детей чувст­вовать, думать и понимать свою вину и ответственность. И, конечно, не «сдачей», стоянием в углу или ремнём. Так малыш будет только копить агрессию и обиду. Ребёнку нужно помогать учиться «включать» холодную голову (чтобы осознавать последствия своих поступков) и горячее сердце: «Видишь, оттого что ты ударил Ваню, всем плохо — и он плачет, и мама расстроена. Не хочешь, чтобы это повторилось?» Задавать такие вопросы и показывать, чем «отзывается» агрессия, нужно начинать уже с 9-месячного возраста, тогда к трём годам ваш малыш удачно пройдёт кризис индивидуальности, усвоит социальные нормы и станет эмпатичным, сопереживающим».

 

Защита нападением

Воспитанный в ребёнке навык сопереживания далеко не гарант того, что на этой почве не прорастёт другая, ещё большая жестокость. Речь о так называемой защитной агрессивности. Другая песочница, новенькие в классе… Если ребёнок не чувствует себя в привычной зоне комфорта, он становится излишне тревожным, следовательно, стремится защитить себя, а это удобнее всего делать нападением на мнимого или явного противника.

В первую очередь прин­цип «лучшая защита — нападение» проявляется у малыша вербально: он начинает сквернословить, обзываться, выкрикивать угро­жающие фразы, ругаться матом. Следующий шаг, что называется, «оскорбление действием». Психологи нередко сравнивают маленького, ещё не «социализированного» человечка с… животным, которое дейст­вует на уровне инстинктов. Наверняка каждый хоть раз наблюдал «разборки» котов: сначала они угрожающе рычат и завывают, и нередко более слабый противник сдаётся, признаёт себя побеждённым. Если же этого не происходит, начинается драка. Во многом руководствуясь подобными древнейшими инстинктами, наши малыши выстраивают общение с ровесниками и взрослыми («более сильный противник»).

Сгладить такой аспект детской агрессивности поможет объяснение. Расска­жите ребёнку, что у него есть крепкий тыл в лице мамы, папы, бабушки, друзей. Причём в этом смысле взрослым самим очень важно не допускать или по крайней мере не демонст­рировать при малыше свои конфликты. Тонко чувст­вующий, не защищённый перед вашими ссорами, он моментально скопирует ваши агрессивные модели поведения — от мата до рукоприкладства.


Любовь против силы

Вообще, внимание и деятельная любовь к ребёнку — лучшая профилактика детской агрессивности. Когда он не чувствует такого тыла, любые внешние раздражители (вроде отнимающего игрушки Серёжки) могут спровоцировать приступы ярости — таким образом ваша дочь или сын сигнализируют вам — и всему миру! — о своей острой нужде в ласке, любви, защите. Впрочем, с другой стороны, здоровая доля агрессивности, заключает Алёна Леонидовна, маленькому индивиду всё же нужна и важна! «Без неё в нашем малоцивилизованном обществе (давайте уже согласимся, что это пока так) выстоять ему будет очень тяжело». Так что детский мат и кулаки не такое и зло, если компенсируются любовью!

А в одном из следующих выпусков «Женских страниц» читайте о том, как отучить ребёнка выражаться обсценно (употреблять «сорные слова», жаргонизмы, ругаться).

Алиса ЛАНСКАЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий