суббота, 19 сентября 2009 г.

Развод и детки пополам?


«Звёздные» отцы судятся за право воспитывать своих детей. Большинство отцов обычных зачастую даже и не вспоминают об оставленных сыновьях и дочерях…

 

 Две недели вся страна с интересом следила за скандалом в «звёздном семействе». Боль­шинство сочувствовало Кристине Орбакайте — ведь для нашей страны и российской ментальности естественно и привычно, когда ребёнок остаётся с матерью. Впрочем, кто-то принимал сторону Руслана Байсарова, соглашаясь, что правильнее и полезнее, когда мальчика воспитывает отец. Точка ещё не поставлена, но сам Дэни и Грозненский суд сделали выбор: сын остаётся в семье папы. Это не то чтобы новосозданный прецедент —  это прецедент громкий, публичный, который, вполне возможно, послужит «образцом и эталоном» для сотен других разведённых отцов.


Лично я, чисто по-женски сочувствуя Кристине, всё это время с грустью размышляла о тысячах разведённых российских женщин, которые только бы обрадовались желанию отца участвовать в жизни ребёнка. Увы, не рвутся они свой отцов­ский долг исполнять. Судите сами: только за нынешнее полугодие, как рассказала нам Маргарита Чернышова, начальник отдела переписи и демографической статистики Челябинскстата, в нашем городе было зарегистрировано 4994 брака, а распалось — 3934. По информации органов опеки, при разводе в 97 процентах случаев дети остаются с матерью. В списках управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области на сегодняшний день 1843 южноуральца, уклоняющихся от выплаты алиментов. Своим детям они задолжали свыше ста миллионов рублей! А сколько их, не выявленных, скрывается на просторах нашей Родины?

Вот и получается, что благодаря сложившейся традиции, а также отсутствию реальных рычагов воздей­ствия на отцов-«кукушек» на плечи разведённой матери ложится всё: и дом построить, и дерево посадить, и сына вырастить. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что подавляющее большинство наших женщин идут на это абсолютно добровольно. Потому что для нормальной матери нет никого важнее и дороже её ребёнка, потому что для малыша наиглавнейший человек, особенно в первые годы жизни, всё-таки мама… Это подтверждают и детские психологи.

 

«Мама» — первое слово в каждой судьбе

«Если нет каких-то особых негативных причин, вроде слабого здоровья женщины или крайне неблагоприятных жилищных условий, то, как правило, ребёнку в случае развода родителей лучше всего остаться с матерью, — говорит Наталья Яремчук, психолог-консультант детского медицинского центра «Добрый доктор». — Именно мама, в большин­стве случаев, сможет создать ребёнку эмоциональный комфорт, так необходимый для его благополучного развития в личностном плане. И никакие материальные блага никогда не заменят малышу эту важную постоянную связь с мамой».

Дефицит материнского присутствия и душевного тепла, утверждают психологи, особенно в нежном возрасте, является причиной возникновения психологических проблем: тревоги, плаксивости, замкнутости, непоседливости, ночных кошмаров, трудностей в разговорной речи — это далеко не полный перечень «особенностей», которые могут проявиться у малыша, лишённого матери.

Конечно, отмечает Наталья Николаевна, бывают исключения, когда отец для ребёнка с рождения является самым главным объектом привязанности, когда он осуществляет всю важную заботу о малыше, активно участвует в его воспитании. В таком случае нужно более тонко подходить к вопросу о том, с кем из родителей ему лучше, в первую очередь в эмоциональном плане. Тем более что с точки зрения закона мать и отец имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.


Родительский дом — начало начал

Нужно чётко понимать: суд не назначает маму или папу «главным» родителем, не отдаёт ребёнка кому-то одному — он лишь определяет его место житель­ства. С мамой или с папой. «Причём последние суды всё чаще определяют место жительства ребёнка с отцом, конечно же, при наличии к тому оснований», — говорит Александра Панова, руководитель юридической компании «Интра Вирес».

При определении места жительства учитывается привязанность ребёнка к каждому из родителей, братьям и сёстрам, его возраст, нравственные и иные личные качества матери и отца, отношения, существующие между ними и ребёнком, возможность создания малышу условий для воспитания и развития, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку в доме каждого из родителей.

«Важным фактором при решении вопроса о месте жительства является мнение самого ребёнка, — отмечает Александра Панова. — Мнение ребёнка, достигшего десятилетнего возраста, является для суда обязательным, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».

 

Пусть… папа услышит, пусть папа придёт!

Как уже говорилось, большинство отцов вовсе не рвутся проявлять заботу о своих брошенных детях. Напротив, они всеми силами от неё уклоняются. Так, на сегодняшний день на исполнении у судебных приставов Южного Урала находится более 50 тысяч судебных решений о взыскании алиментов. Добровольно выполнили свои обязательства… 580 человек. Удручающее соотношение, не правда ли?

А ведь по закону и мама, и папа обязаны содержать своих несовершеннолетних детей — вне зависимости от места проживания последних. «Если взрослые не заключили соглашения о выплате алиментов, они взыскиваются в судебном порядке, — напоминает Александра Панова. — Такие дела рассматриваются мировыми судьями. Если же дети остаются при каждом из родителей, то суд может взыскать алименты в пользу одного из них, менее обеспеченного».

Увы, из реальных рычагов давления на родителей-«кукушек» сегодня работает лишь один — объявить алиментщика «невыездным» и заставить расплатиться по счетам прямо на границе. Но их — единицы. А сотни и сотни горе-отцов прячутся сами или скрывают свои реальные доходы… И с каждым годом растёт количество детей, воспитывающихся без отца. Мальчики из таких семей, вырастая, в свою очередь разводятся, бросают детей… И так — из поколения в поколение, по замкнутому кругу. Интересно, сколько тысяч «байсаровых» понадобится, чтобы его разорвать?

Александра ШАТЦ

Комментариев нет:

Отправить комментарий