Нежные детские уши особенно восприимчивы к эпатажу в речи. «Классно» — это уже не классно. «Фигово» — так вообще не модно говорить. Настоящий апломб — он с употреблением производных слов от гениталий! Попросту говоря, плохо ли хорошо — всё одним словом. Так проще, так экспрессивней, круче так! Вот вам «угощение» от любимой семилетней доченьки: «Не буду есть эту е…ную кашу!» Как объяснить отпрыску, что нет такого слова в литературной речи, если во дворе так говорят и на заборе написано?
Вначале было слово. Жаль, что сегодня на пьедестале почёта оно непечатное. Или бранное, ругательное, оскорбляющее… Чем хуже мы живём, чем «кризиснее» экономика — тем больше ругаемся. Ибо стресс. Сегодня, как прежде в 20-е, а потом и в 90-е, бранная и негативная лексика правит бал. Матерятся в кино, сквернословят в книгах, отправляют к матери в магазинах, маршрутках, «бьют» словами в школах и детсадах. За это не штрафуют, так, редкие «выстрелы». Не считают маргиналом — все же так говорят, у всех эмоции, нервы. Между тем ненормативное становится всё нормативнее. И действительно страшно, когда устами младенца глаголет, увы, далеко не истина.
Так что не нужно заламывать руки, удивляясь: ну откуда что берётся, особенно в детской среде? Ребячья брань сегодня — вещь закономерная. Другое дело — как с ней бороться и нужно ли это делать вообще?
«Преобладание сниженных элементов в словоупотреблении сегодняшнего дня — явление временное, — считает филолог Ирина Усанова. — Как живём, так и говорим. Язык — самоочищающаяся система. Она — как стрелка компаса: отклоняясь то вверх (Золотой и Серебряный век поэзии), то вниз (что мы также проходили уже много раз и наблюдаем сегодня), всегда вернётся к своему исходному положению. Без паники! Дети вырастут, их реалии сменятся, а вслед изменятся их речь и язык».
Впрочем, пока же горизонт «светлого будущего» и чистых «языковых ручьёв» недосягаем, беспокойство за настоящие брань и мат в устах детей всё же не отпускает. Ведь порой, ещё не научившись толком выражать свои мысли, они, увы, уже начинают ругаться. Или говорить жаргонными заковыками. Или поминать не к месту блин. Но это тема для отдельного разговора.
Мат — он ведь как японский иероглиф: одно слово заменяет целое предложение. А тут и до косноязычия, а стало быть, косноумия недалеко. Можно ли убрать из лексикона чада внелитературные словечки, что липнут к его рту, как репейники? И если нет, то хотя бы сформировать к дурным словам соответствующее отношение?
«Если в семье психологическая обстановка благополучная, то, как правило, достаточно объяснить ребёнку, что бранью изъясняться некрасиво, — комментирует врач-психотерапевт Антон Дёмин, представитель Челябинского отделения Профессиональной психологической лиги. — Важно выяснить, что именно хотел сказать ребёнок этими словами, и объяснить, как можно сказать по-другому, красиво и правильно. При этом нужно стремиться к тому, чтобы эти примеры были эффектны. Разыграйте мини-спектакль с ребёнком в главной роли, чтобы он проговорил ваш вариант несколько раз и ему понравилось. Если предложенная словесная конструкция недостаточно устраивает ребёнка, можно поискать другие. Ведь нецензурщина становится для ребёнка средством выражения негативных эмоций или способом борьбы со страхом, придания себе уверенности. Однако при постоянном употреблении скверных выражений необходимо выяснить причину. Такое поведение может быть способом привлечения внимания родителей, и в этом случае постарайтесь уделять ребёнку хотя бы 30 минут дополнительно по вечерам, интенсивно играть с ним, хохотать, прыгать или ходить в детское кино. Ребёнок будет очень благодарен, а вы переключитесь с повседневных забот на отдых и испытаете немалое удовольствие! Сквернословить ребёнок может при гиперопеке со стороны родственников. В этой ситуации стоит уменьшить контроль над ребёнком, а поощряя его самостоятельность, вы станете ему лучшим другом и завоюете авторитет, что заметно облегчит взаимоотношения.
Неуверенность в себе является, пожалуй, самым весомым фактором в формировании сквернословия. Зачастую девиантные сверстники становятся для ребёнка авторитетными фигурами, с которых он копирует поведение. Если в семье обстановка неблагополучная, то у ребёнка такое поведение быстро закрепляется. Здесь необходима работа психолога как с ребёнком, так и с родителями. Ведь для детей очень важно, чтобы мама и папа любили друг друга, были примером для проявления нежности, ласки и заботы. А если папа будет уверен в себе, то и ребёнок будет чувствовать его поддержку».
Милослава РАССКАЗОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий