суббота, 29 октября 2011 г.

Мода на породу

Мечтая о далматинце или «игрушечном» чихуахуа, ты конечно же уверена, что тебе просто нравится именно эта собака, и никто и ничто не влияет на твой выбор. Так ли это?

Люди, я на днях увидела в Челябинске колли! Самую настоящую шотландскую овчарку: белую с рыжим, с острой мордочкой и умнющими глазами верной Лесси. Почему так радуюсь? Так ведь уже лет пятнадцать не встречала в городе представителей данной породы! А когда-то, в далёком нынче месте и времени, именно эта собака была моей мечтой… Тогда их было много — в одном только моём классе учились целых трое счастливых обладателей колли. Увы, мода на шотландскую овчарку прошла…

Да-да, именно мода. Она диктует не только что носить в новом сезоне, но и кого из четырёхлапых-хвостатых-усатых-полосатых селить в своей квартире. И актуализирует ту или иную породу, понятное дело, не кутюрье разного пошиба, а «важнейшее из всех искусств» — кино. Итак, предлагаю вспомнить фильмы, благодаря которым мы познакомились с некоторыми замечательными собаками.

70 – 80-е: Лесси, Рэсси и Белый Бим
Вообще-то экранизация романа Эрика Найта «Лесси возвращается домой» случилась аж в 1943 году! Однако в СССР фильм показали гораздо позже, если мне не изменяет память, в конце 70-х — начале 80-х: по крайней мере, я его смотрела совсем ещё сопливой школьницей. Тогда же в Союзе началось массовое увлечение этой породой.
Впрочем, Лесси была популярна не только у нас: например, она одна из трёх вымышленных собак, у которой есть собственная звезда на Аллее славы в Голливуде.
Мода на эрдельтерьеров пришла к нам в 1980 году вместе с фильмом «Приключения Электроника» и одним из немаловажных его персонажей — Рэсси, «Редчайшей Электронной Собакой». Причём, замечу, именно кино, а не книга Евгения Велтистова (по которой оно, собственно, и было снято) познакомило подавляющее большинство советских граждан с этой замечательной породой, поскольку в повести Рэсси был просто неким лохматым и чёрным терьером, а не эрделем. Замечу, что последних сегодня в нашем городе тоже — по пальцам пересчитать…
О, сколько было пролито слёз над злоключениями «неправильного» шотландского сеттера (которого в фильме сыграли сеттеры английские — ведь у Белого Бима, по сюжету, был именно такой, бракованный для «шотландца» окрас)! Лично я и по сей день не встречала истории грустнее (читать или смотреть «Хатико», который вышел в прокат не так давно, не пошла принципиально). В общем, в 1977 году наша страна массово прорыдалась и так же массово влюбилась в сеттеров. Шотландский, ирландский, английский — сегодня эти собаки остались, пожалуй, только у ценителей породы и охотников.

Мухтар, Алый и другие «немцы»
Лично моё знакомство с «главной овчаркой Советского Союза» началось вовсе не с фильма о дружбе гениального Юрия Никулина с гениальным же псом, а с повести Юрия Коваля «Алый». Да, это тоже были слёзы. Потом ими же был полит и Мухтар… Ну что поделаешь, такая это собака — настоящая, служебная. Ох как любили эту породу в нашей стране! Что, впрочем, неудивительно — эта собака была выведена… у нас. Да-да, восточноевропейская овчарка как своеобразный национальный тип «трофейной» немецкой овчарки сформировалась в нашей стране в послевоенные годы. В это время существовала острая потребность государства в большом количестве крупных, массивных караульных и конвойных собак для многочисленных лагерей.
Не знаю, как в остальных городах и весях бывшей великой страны, а конкретно в Челябинске сегодня редко встретишь восточноевропейскую овчарку. А жаль. Хотя надежда на возвращение любви к этой замечательной породе есть: смотрим же мы «Ко мне, Мухтар!», да и у «комиссара Рекса» есть поклонники…

90-е: Бетховен, далматинцы и серьёзные псы
Огромный пёс с грустными глазами и именем великого композитора покорил сердца детишек всего мира в 1991 году. И, как это уже водится, создал моду на сенбернаров. В том числе и в нашей стране. К счастью, ненадолго — всё-таки представителям этой крупной породы (как и похожим на них московским сторожевым) тесновато в советских хрущёвках и российских малогабаритных квартирах.
Впрочем, девяностые в заново рождающейся России отметились модой на собак, в литературе и кино не особо «засветившихся». Зато зарекомендовавших себя грозными охранниками, защитниками и, увы, убийцами. Ротвейлеры, бультерьеры, питбули, стаффы… Какое время, такие нравы.
В 99-м Россию покорили белые красавцы в чёрных пятнышках. Сначала они поставили нам на сердца нарисованные, мультяшные лапки, а позже показались во всей красе — уже в киноверсии всё того же романа англичанки Доди Смит «101 далматинец». Впрочем, мода на эту замечательную во всех отношениях породу продержалась недолго. Возможно, потому, что собаки эти достаточно дорогие. А может, причиной стал наш климат…

От нулевых до наших дней: Брузер, Кони и другие в законе

Маленькие собачки в гламурных сумочках — заслуга главной голливудской блондинки Риз Уизерспун и её партнёра породы чихуахуа. А поскольку кроме «чихунь» в сумочке очень неплохо смотрятся йоркширские терьеры, карликовые шпицы и прочая псовая мелкота, они тоже срочно вошли в моду. И, кстати, пока из неё не вышли. Другими словами, гламурные собачки всё ещё в законе.
И ещё одна порода, напоследок. В сердца россиян она попала не с кино-, а с ТВ-экранов. Мелькнула пару раз возле хозяина — и народ заинтересовался: что это за собака такая сопровождает президента и его семью? Лабрадор Кони, просим любить и жаловать. И вот уже больше десяти лет — любим, жалуем, заводим. Учитывая, что Владимир Владимирович вновь собирается занять президентский пост, мода на лабрадоров, по крайней мере на ближайшие четыре года, также останется «в законе».
Александра ШАТЦ

Комментариев нет:

Отправить комментарий